Поразительным местом и открытием для меня стал закуток небольшой типографии. В ряд стояли стеллажи с выдвижными плоскими ящиками-полками (не знаю как называется подобное хозяйство), в которых хранились разных типов литеры (что это такое — узнал позже), приспособы и формы для их компоновки. В стопки, похожие на книжные, были собраны, проложены бумагой и связаны бечёвкой оттиски-печати, которые использовались для тиражирования бланков востребованных документов.

IMGP4029

IMGP4043

В самой светлой комнате весь пол был усыпан маленькими металлическими брусочками. Осмотр первого, по ощущениям из легкого сплава, не выявил ничего необычного (видимо, попалась литера со знаком препинания, запятая или точка, которая просто была не замечена). Они были повсюду, но особого интереса пока не вызывали, — что может быть привлекательного в небольшом кусочке металла простой формы? Попалась литера крупнее, попалась плашка из уже набранных литер, и всё стало на свои места. Наклонные и курсивные, жирные и светлые, размером от двух до десяти миллиметров. Где-то обнаруживались ящички с ними, где-то свернутые в конверты листы А4 с подписью — «ч строчная», «у строчная», «. точка».

SxkkTgD9o1s

IMGP4039

IMGP4037

Сплав из которого отливаются литеры называется гартовый (от нем. härtblei — твёрдый свинец), это сплав свинца, сурьмы и олова. Комната дарила волшебные переживания и открывала свои секреты. В голове проносились технологические процессы и принципы этого небольшого, типографского производства.